знаменитый
Тур Хейердал доказывает:
скандинавы - это азербайджанцы, уплывшие на север
Недавно известный мореход Тур
Хейердал в четвертый раз побывал в Азербайджане. Чем вызвана такая его
заинтересованность этой кавказской страной? Именно Хейердалу принадлежит
гипотеза о том, что предки норвежцев приплыли в Скандинавию с территории
нынешнего Азербайджана. Путешественник находит все больше подтверждений тому.
Версия родилась при знакомстве
Тура Хейердала с Гобустанским музеем под открытым небом, на камнях которого
предки азербайджанцев (и норвежцев) оставили свои первые автографы в виде
наскальных рисунков и надписей. Он стал сравнивать их с аналогичными
памятниками наскальной живописи в Норвегии и пришел к выводу об их несомненном
сходстве. Еще одним доказательством теории стали недавно переведенные на
английский язык исландские саги, в которых он нашел свидетельство тому, что 800
лет назад между Исландией, островом, входившим в состав Норвегии до IX века,
и Кавказом существовали общие связи. Продолжив свои исследования, он пришел к
выводу, что история этих связей намного древнее, чем период викингов, и
датируется началом нового тысячелетия. А существовавшие в скандинавских
странах королевские семьи происходят именно из Азербайджана. В исторических
документах, хранящихся в норвежских и исландских музеях, говорится о том, что
предки прибыли когда-то из страны Азери.
В саге исландского летописца
Сноре подробно описывается территория Кавказа, ограниченная с одной стороны
Каспием, с другой — Черным морем и рекой Дон, уточняется, что живущий на части
этой территории народ называет себя «азери». Жившие здесь племена аз и вон
сначала враждовали друг с другом, а затем заключили мир. Но их жизнь нарушили
румы (войска Александра Македонского). Тогда предводитель азов решил увести
свой народ на север. Они сели в корабли, точное описание которых совпало с
их изображением в Гобустанском музее, проплыли на них до Волги, затем попали в
Балтику и дошли до страны Сакс, где и осели на острове Фин в Дании. Затем
пришельцы перебрались на территорию современной Швеции. Один, по воспоминаниям
Сноре, был королем-шаманом. У него на поясе висела мумифицированная голова, с
которой он советовался в трудные минуты. Он принес с собой обычай сжигать
трупы умерших людей, а когда сам почувствовал приближение смерти, убил себя
пикой...
Тур Хейердал выяснил, что время
нападения румов на Азербайджан, указанное в саге, и связанный с этим отъезд
племени аз совпадают с данными азербайджанских источников, хранящихся в
местных музеях. Обнародование теории происхождения
скандинавов первоначально вызвало шок и полное неприятие большинства его
ученых-коллег. А первая книга Тура Хейердала с изложением своей версии родства
норвежцев, исландцев и шведов с азербайджанцами обрушила на голову ее автора
град критических замечаний. Главным доводом его оппонентов было то, что
король Улаф (скандинавское имя Одина), царствовавший в Норвегии в описываемые
годы, был не язычник, а христианин, канонизированный затем церковью. Но,
обратившись за разъяснением в Ватикан, Тур Хейердал узнал, что Улаф был
объявлен святым намного позже своей смерти, а его борьба с многобожием не
отрицает его кавказского происхождения, а являет пример эволюции его взглядов
на веру.
Со временем у этой теории
появились и сторонники, а для того, чтобы пополнить ее новыми
доказательствами, Тур Хейердал и приехал вновь в Азербайджан.
По материалам украинской прессы.
Справка“Миллет”:
Гобустанские наскальные
изображения находятся в 55 км. к югу от Баку. По разнообразию сюжетов
изображений и время, которое он охватывает (с 8 тысячелетие до н.э. до 19 века
нашей эры) музей является уникальным историческим памятником. Гобустанские
наскальные изображения изучаются с 1947 года. На 750 скалах обнаружены около 4
тысяч различных рисунков, изображающих людей, животных, разные знаки, посуду,
лодки и т.д.